Привет!

Вот небольшие заметки навеянные легким Крымским ветерком в период с 28 апреля по 5 мая 2002 года.

Отправились мы в Крым с Маринкой вдвоем. Почему? А так. Вообще, интересно-таки было пойти вдвоем... посмотреть на что это похоже. А потом... и компании не собралось.

Год назад, после нашего майского похода'01 (Миша, Ден, Коля, я, Наташа, Маринка), все сказали примерно "ну, пойдем и в следующем году". В результате Миша - в Питере (собирался, правда, пойти с нами, но не получилось). Наташа - в Мюнстере (что уезжает сказала вскользь, про поход и не вспомнила). Ден - пошел с другой компанией тоже по Крыму ( но это, может и хорошо. Мы и так с Деном дни на пролет сидим бок о бок, нужно и друг от друга чуть-чуть отдохнуть). Коля с нами не поехал - работа в школе, но мы с ним договорились встретиться 1-го числа на условленном месте на Ай-Петри. Вот мы с Маринкой и остались.

Присоединяться к другой компании, не зная самой компании не очень хочется, хотя для воплощения наших давних планов "нужно искать новых людей", может и стоило. Несколько человек мы звали, в том числе и наших с Мариной братьев, но они на подъем не легкие, а мы собирались буквально за пару дней, так что и тут мы остались вдвоем. Впрочем, опять-таки скажу, что даже хотелось попробовать походить вдвоем. Даже, помнится, родители когда-то и по Крыму чуть-чуть вдвоем ходили... Правда то, что раньше меня слегка от малочисленных походов отталкивало - это некоторая опасность. Во-первых, "человеческий фактор" (местное население иногда было замечено в недобрых намерениях по отношению к туристам), и "природный фактор" (одному ходить - опасно. Можно ногу сильно подвернуть или упасть куда-нибудь... А помочь и позвать на помощь будет некому. Вдвоем - лучше, но если что-то произойдет с одним и другой пойдет звать на помощь - это уже оба получаются поодиночке, что плохо.) Однако, в реальности оказалось очень даже ничего. По поводу борьбы с фактором природным - тут неким залогом была моя осторожность и даже какой-то опыт. А с фактором человеческим... Ну, во-первых, все встреченное население было непривычно доброжелательно, а лесников мы вообще ни одного не встретили... А потом, с какого-то момента (не так давно в прошлом) я стал себя ощущать достаточно взрослым мужиком, ничуть не хуже мужиков, с которыми можно опасаться встречи. По крайней мере, это бы была уже встреча на равных, а не студента с местными мужиками. :)

Да, уехали мы на день позже, чем планировали, потому как по давней привычке билетов заранее не брали, а народ в те дни валил в Крым валом и нужно было знать несколько хитростей, чтобы взять билеты в день отъезда. Так что "наученные" мы уехали только на следующий день. (Маринка все удивлялась, что "что-то не то" и впечатление странное, когда ешь приготовленные в дорогу бутерброды дома, а не в поезде.)

Маршрут наш был примерно набросан по местам уже нами исхоженным, но с захватом "новинок". Сначала мы полазили по пещерному монастырю Качи-Кальон, потом по Мангуп-Кале. То ли действительно эти места более впечатляющие, то ли просто наша спокойная "домашняя" обстановка вдвоем повлияла, но на меня эти места произвели впечатление большее, чем другие подобные в тех окрестностях. Может, правда, повлияло еще некоторое "историческое" оформление: в Качи-Кальоне мы краем уха слышали рассказ экскурсовода, по Мангупу у нас было небольшое описание с исторической справкой.

Общее впечатление, отличающееся от предыдущих подобных пещерных сооружений: здесь жили люди. Налицо утилитарное предназначение пещер. Разнообразные выемки, хорошо сохранившееся виноградодавильни, ниши могил. Церковь, выдолбленная в отвалившемся от скалы камне, родник в гроте... Все скрывает некую неуловимую грань жизни, которая в тех местах обитала...

Мангуп с большим караимским кладбищем - множество необычной формы надгробных камней скопленных в лесу при подъеме и попадающихся потом то тут то там; с оборонительной стеной и полуобрушенными стенами сторожевых башен; трехэтажной пещерой с тюрьмой в нижнем ярусе (тюрбма - потому что следы от засовов с внешней стороны дверей); остатками фундаментов храма и дворца; "тайная" церковь в скале за пределами города с небольшими остатками фресок; с почти идеально вытесанным из камня полушаром, валяющимся на обочине тропы при спуске... Все это навевает некое впечатление о живших тут людях и происходившей тут истории, чего было как-то незаметно ни в Чуфут-Кале, ни на Тепе-Кермен, ни в Эски-Кермен... Впрочем, возможно, это просто субъективное восприятие этого похода.

Вообще, у похода вдвоем есть еще один минус - тяжелость рюкзаков. Ведь все общественное снаряжение теперь несут только двое... Свой рюкзак, наверное впервые за долгое время, я одевал не забрасывая руками на плечи, а сидя и потом поднимаясь: поднять руками его была задача не из легких. Да и Маринке досталось. Правда, как я уже давно для себя заметил, начиная с некоторого веса мне уже почти все равно сколько весит рюкзак. Иду себе и иду. А вот Маринке было тяжеловато.

Не очень торопясь, на четвертый день после приезда мы пришли на Ай-Петри. По дороге мы попали в небольшую, но красивую сталактитовую пещеру (остановились на привал, а проходящая мимо компания нам эту пещеру и показала). По-видимому, пещера не очень известная, потому что, несмотря на легкий вход и небольшую протяженность, ее красоты еще не очень разорены.

Народу попадалось не мало, но бывает и намного больше. Кстати, из многих компаний мы, похоже, были одни их немногих _туристов_, остальные - просто походить по горам, водку попить, радио послушать, бумажки и мусор поразбрасывать.

Да, на Ай-Петри, как и договаривались встретились с Колей, погуляли по верховьям Таракташской тропы (одно из красивейших, по моему мнению, мест Крыма) и пошли по яйле в сторону Фороса. До Ай-Петри мы дошли в прошлом году, в этом - прошли остальную часть, до Фороса. Видов на Южный Берег Крыма насмотрелись... через каждые 100 метров хоть выходи на гребешок и любуйся обрывом перед тобой и видом на море...

Да, втроем стало чуть-чуть заметна разница между походом вдвоем и компанией: вдвоем в основном любуешься природой, легче найти общий язык, а у нас с Маринкой так вообще отношения довольно гармоничны.

В компании природа - только часть похода, можно просто наслаждаться временем в хорошей компании, шутить и смеяться. С другой стороны в компании нужно находить решения удовлетворяющие всех, учитывать мнение всех, даже следить (в смысле все ли в порядке) за всеми.

Еще момент - мне все время не хватало общения во время переходов. А вот Маринка говорит, что все мысли - о ходьбе и ни о чем не думается когда идешь... Но, как-то это не экономно, что ли, оставлять время ходьбы без "посторонних" мыслей. Тем более, что троп, где нужно думать именно о тропе (чтобы не опасно и т.д.) было не так уж много.

прим. ред. Марины: Для меня опасен любой спуск. ;)

Ну, что... пришли в Форос. Были планы пройти по Чернореченскому каньону, но мы решили спуститься в Форос и устроить дневку. Во-первых, полтора дня на каньон - это в спешке пробежать, к тому же Маринка опять подвернула ногу и с опаской смотрела на каждый камушек, а Коля истер подошвы единственной пары обуви до дыр. Так что мы устроились на дневку в Форосе, на известных стоянках под скалой Парус.

Правда, отоспавшись, мы решили, что стоять весь день - скучно и, быстренько собравшись и еще раз помыв голову (неслыханно - по 2 раза за поход голову мыть!), мы добрались на автобусе до Алупки и пошли на экскурсию в Воронцовский дворец. Ничего, хотя и не "Ах!". Парк зато в окрестностях дворца хороший, но по нему, из-за недостатка времени, мы только пробежались. Колю оставили в Ялте (он собирался еще заехать к бабушке в Евпаторию) а сами, не очень-то надеясь, помчались в Симферополь. На удивление, мы успели на поезд и даже взяли на него билеты... Утром 5-го, на Пасху, мы уже в Харькове. Можно было остаться в Крыму еще на денек, но впечатления получены, ноги сбиты и даже чуть подустали, и Маринка по ванне страдает... :)

Приехав, мы не успели дождаться вечера, как поехали с моими родителями в Славяногорск, на Святые Горы - там, где меловые пещеры и монастырь. Особого впечатления, пожалуй, местность не произвела. Есть некоторая атмосфера и ощущения по поводу мужского действующего монастыря... Но это уже, наверное, другая история.