Эльбрус. Рассказ.

Попробую рассказать о своей поездке на Эльбрус. А заодно и о Впечатлениях о Кавказе, горах вообще.

Сразу скажу, что ни на какие альпинистские и другие точности не претендую. Рассказываю, что думаю и знаю (или думаю, что знаю). Впрочем, альпинистские рассказы я слышу с детства, и поэтому эта тема, о которой я, по крайней мере, наслышан. А вот детали могу упускать или путать...

Начну с начала.

Еще несколько лет назад появилась идея о восхождении "Альпсервиса" (фирма папы) на Эльбрус. А воплощение ее пришло только в этом году. Как всегда, достаточно спонтанно. Где-то в Новый Год выяснилось, что на Кавказ едет Сергей Бершов и можно поехать с ним.

Вообще, на Эльбрус редко ходят зимой - это сложнее и опаснее чем летом, но т.к. зимой у "Альпсервиса" - не сезон, работ мало, то зима - это почти единственно возможное время. Кстати, "Альпсервису" в этом году исполнилось 10 лет, так что это восхождение, приуроченное к юбилею. Поездка была назначена на начало февраля. Конечно, для того чтобы заниматься альпинизмом, надо много тренироваться. Бершов, например, в свои больше чем 50 лет бегает каждый день, в любую погоду, несколько раз в неделю ходит в бассейн, тренируется. И это не считая постоянных выездов в горы...

Вот и я решил хоть за месяц, хоть чуть-чуть потренироваться - стал выбегать на пробежку по утрам, бегать по лестнице, забегая на 60-100 этажей. Конечно, это не серьезно, но поехать и не чувствовать себя совсем слабаком - хотелось.

Выехали мы в четверг, 1 февраля. Всего 18 человек. Вся моя семья: папа, мама, Кирилл; 12 работников "Альпсервиса" и присоединившихся, тренеры экспедиции: Бершов, Григоренко-Пригода (если не ошибаюсь, его зимнее восхождение на Мак-Кинли - единственный восьмитысячник за полярным кругом - занесено в книгу рекордов Гиннеса, как самого старого зимнего восходителя на эту гору). Вообще, интересно знать людей - почти легенду нашего альпинизма, именем которых названы маршруты восхождений, которых узнают встречные альпинисты...

Мы приехали в Пятигорск и 2-го вечером были уже у станции Азау (2200 м, первая станция канатной дороги.) Уже - горы. Уже шумит горная река Баксан где-то внизу, уже вокруг сугробы, а не жалкое подобие снега... Уже отведали местных блюд: хичины (лепешки с начинкой из сыра/картошки) и айран - ближе всего к кефиру, но с другой закваской - кислый, густой, так что ложка стоит и вкусный.

Район Кавказа, куда мы приехали, называется приэльбрусье. Основное ущелье в этом районе - Баксанское - потому что течет по нему речка Баксан. С разных сторон Баксанскому ущелью примыкают другие ущелья. Адыр-Су, Адыл-Су - названия ущелий и рек, которые по ним протекают.
Адыр - с местного наречия - грязный, адыл - чистый, су - вода.
И действительно, в речке Адыл-Су вода прозрачная, чистая, а в Адыр-Су - желтая от вымываемой глины.

В этих местах я уже бывал - родители привозили меня на Кавказ лет с пяти.

На следующий день на канатке поднялись до Гарабаши (3800), где и обосновались - в "бочках" - приюте для альпинистов/горнолыжников.

Собственно приют - это около 10-ти оборудованных " бочек" - диаметром около 4-х и длиной с 10 метров. Внутри 2 прихожих, для тепла, 5 кроватей, 2 стола. Есть электричество, обогреватель. Один вагончик выделен под кухню - большой стол, электрическая и газовая печки. Воды нет - надо топить из снега. Туалет - подозрительного вида сооружение, продуваемое всеми ветрами. Внутри бочек - достаточно холодно. Спать надо в спальниках. Снег, нанесенный обувью, даже под утро так и лежал нерастаявший. Однако, условия вполне приемлемые для не очень привередливого туриста.

В тот же день мы сделали акклиматизационный выход - поднялись до высоты 4200 и провели ледовые занятия: Бершов рассказал как ходить по льду, пользоваться снаряжением. Большую часть нашей группы составляли люди, занимавшиеся альпинизмом в молодости, но было человек 6 (в числе которых и я), которые первый раз поднялись на такую высоту и до этого не участвовали в восхождениях. Собственно, на Кавказе в детстве я бывал много, но в основном мы катались на лыжах, несколько раз был летом: Папа один сезон работал инструктором и водил группы новичков - и я ходил с ними, но мне было... лет 10. На высоте 4000 м я тогда уже был - мы как-то ходили на Эльбрус до "приюта одиннадцати", который был на 4200. Тогда до приюта я не дошел - сил не хватило. "Приют одиннадцати" - это приют-гостиница для альпинистов, он действительно уже "был" - в 1999-м он сгорел. Сейчас там остался только фундамент, да хижина без окон и дверей где, в крайнем случае, можно переночевать.

Акклиматизация - очень важное дело в горах. Смена климата, подъем на высоту, недостаток кислорода (на 5000 содержание его в воздухе где-то в два раза меньше чем "на равнине") - все это причины "горняжки" - так называют болезненное состояние при подъеме на высоту. Проявляется она у разных людей по-разному - у кого просто болит голова, живот, тошнит, а у кого-то появляются галлюцинации, на кого-то высота не оказывает никакого воздействия. Вот родители рассказывают, что когда они жили на станции "Мир" (3500) - мама выбегала на улицу ловить какие-то "черненькие", и папа словил ее чуть ли не на краю обрыва... Проявляется все это не сразу, а только если остаться на высоте на продолжительное время. Например, в этот раз - мама жила внизу и каждый день поднималась кататься на лыжах - чувствовала себя нормально, но когда приехала к нам один раз переночевать - началась самая настоящая горняжка.

Вообще, говорят, что полной акклиматизации можно достичь только за несколько недель. Только тогда происходит привыкание к высоте, и выносливость определяется уже только физической подготовкой. Не знаю как остальные члены нашей компании, а я даже после недели, проведенной на высоте 3800, все равно все время дышал тяжело. Конечно, я перестал это замечать, но это хорошо слышно на диктофонных записях, которые я делал.

У нас не было много времени на подготовку, и мы пошли на вершину уже на 5-й день. Было бы больше времени - зашло бы на вершину больше человек.

Кстати, говорят, что Бершов сначала очень плохо переносил высоту... Что еще раз подтверждает, что главное - не врожденные способности, а желание и усердие...

Итак, мы живем на Гарабаши, "бочках". У меня горняжка проявлялась только первый день, в первый под вечер было особенно плохо: и голова, и живот, и стоять на ногах тяжело. Но, что интересно, я был один, кто нормально проспал всю ночь и выспался.

Сон, кстати, очень важен, особенно перед восхождением. От того, выспался ты или нет, может зависеть - зайдешь или нет, или даже - выживешь или нет. Это я, конечно, преувеличиваю, но... Альпинизм, конечно - опасный вид спорта, однако, как и во многой другой нашей деятельности, все зависит от выполнения правил, подготовки и, в конечном итоге, от умственных способностей. Ведь даже для того, чтобы пользоваться ножом нужно понимать, что можно, а что нельзя, где есть опасность - и при минимально обдуманных действиях вы почти гарантированны от травмы. Тоже справедливо и, например, для вождения автомобиля - зная правила и умея обдумать ситуацию можно с большой вероятностью избежать неприятностей. Использование ножа, вождение, прыжки с парашютом, альпинизм - везде нужно понимать предмет и поступать разумно. Конечно, различные неконтролируемые факторы имеют тут большее влияние, но все они поддаются разумной оценке.

Еще возникающий вопрос - зачем это надо... Честно говоря, я и сам, сейчас впервые участвуя в восхождении, задумывался над этим. И у меня возник вариант ответа на этот вопрос. Но, уже после приезда, меня навели и на другую мысль.

Я с Мариной зашел в гости к Кириллу Александровичу Барову. Ему уже 83 года, и сам он очень интересный человек. Немалая часть его жизни была посвящена альпинизму. Он - один из тех, что стоял у истоков школы инструкторов СССР. И вот, рассказывая об альпинизме, он говорил о многих интересных вещах, о которых, не участвуя в них, редко задумываешься. Конечно, я вряд ли смогу донести весь смысл, разве что только несколько заметок. Покорение вершины - это сложная задача, которая включает в себя очень многое. И разработку маршрута (в случае первопрохождения), которая может длиться годами. И оценку погодных условий, времени года, в которое возможно восхождение. И план восхождения: где необходима подготовка маршрута, навешивание веревок, протопка снега, перед тем как идти дальше. И подготовка снаряжения. И подбор коллектива - людей, с которыми нужно будет много времени провести рядом, которые должны не подвести и сами поддержать в нужный момент. И выбор момента для восхождения - по погодным условиям и состоянию участников. И, возможно, принятие решения о досрочном спуске после оценки ситуации. И все это - ради момента на вершине, в который можно сказать самому себе: да, задача была сложная, и я решил её. А постановка и решение задач, похоже, присущи человеку.

Но, я отвлекся.

Еще 3 дня мы ходили на акклиматизационные выходы. Доходили до высоты 4600, 4900 метров. На высоте 4800 еще одно место с именем - "скалы Пастухова". Пастухов был военный геодезист, который первый составил карту приэльбрусья. Было это еще в какие-то незапамятные времена.

Эти выходы занимали у нас часов 5-6 в день. Остальную часть дня - отдых и подготовка снаряжения.

Вообще, большая часть склона, начиная с высоты 4200 - ледник, но большая его часть покрыта снегом. Снег этот слежался и стал очень твердым - даже лыжной палкой его не всегда можно пробить. Называется такой снег - фирн. При выборе пути, стараются идти так, чтобы выходить на голый лед как можно реже, но есть места, где нужно идти и по льду. В таких местах навешивают веревки: вдоль склона, сверху и снизу - крюки. Когда идешь - пристегиваешься карабином и в случае падения дальше нижнего карабина не улетишь. У нас, к счастью, никто не падал, но все равно, эта предосторожность лишней не была.

В последний выход часть нашей группы навесила веревки на наиболее опасном участке маршрута (метров 300 открытого льда).

Расскажу немного о снаряжении.

Конечно - теплая одежда, причем такая, чтобы не потеть - потому что вспотеть - все равно что замерзнуть. На лицо - маска, защищающая от ветра. Первые несколько дней мы ходили без масок и несколько человек слегка обморозились - я в том числе. Бершов заметил у меня на щеке белое пятно - я его быстро отогрел, но немного уже отморозил. Это не страшно, почти как небольшой ожог, но, говорят, один раз отмороженное место теперь более чувствительно к холоду... Другое дело, когда отмораживают пальцы - это уже серьезно и часто заканчивается ампутацией. Если ноги или руки начали мерзнуть - надо срочно что-то делать... Хотя, опять-таки, Бершов рассказывал, что на одном из восхождений он шел вдвоем с парнем, причем оба были одеты совершенно одинаково. Оба сильно замерзли, ног уже не чувствовали и Бершов говорит, что все равно старался шевелить пальцами, хотя уже и не думал, что останется с пальцами... В итоге - у него все в порядке, а вот парень действительно сильно отморозил ноги. Так что тут очень важно психологическое состояние... Знаете историю про 2 лягушки в кувшине сливок?

Так, я о снаряжении. Темные очки (глаза очень сильно слепит), защищающие и от ветра. В рюкзаке - пуховка и теплые рукавицы - если похолодает. Очень важны ботинки. В основном ходили в специальных альпинистских, с местом для крепления кошек. Кошки - это металлическая рамка с шипами, которую одевают для передвижения по льду. Устойчивость, конечно, они дают, но ходить в них все равно надо осторожно, слегка припечатывая шаг. Кошки, как правило, одевают при выходе на лед, фирн и потом не снимают. Перед выходом их точат напильником - чтобы держали лучше. Часто на ботинки под кошки надевают бахилы - матерчатый мешок, который создает прослойку воздуха и дополнительно согревает ноги. Мы ходили с лыжными палками - это здорово помогает. Но еще обязательно с ледорубом - это единственное, с помощью чего можно попробовать остановиться в случае падения. Также у каждого - самостраховка: пояс из веревки с карабинами и ледовым крюком. Крюк применяют, когда нужно остановиться на льду (например: спала кошка) - его вкручивают в лед и пристегивают к нему самостраховку - она не даст "улететь" вниз. Есть на высоте не хочется, поэтому изюм, шоколад и курага не пользовались большой популярностью, хотя и регулярно выдавались. (Все это я описываю для пешего маршрута, каким и есть Эльбрус (по крайней мере тот, которым шли мы). Для других у меня просто нет никакого опыта.)

Вообще, склон не очень крутой, ну, наверное, не круче ступенек в многоэтажке, градусов 30 в крутой части. Что интересно, что расстояние при взгляде снизу вверх - совсем не чувствуется. Кажется - да что там, ну тут пол часа до верха, а идешь, идешь - заходишь за перегиб и видишь что еще идти и идти. Склон вообще, в основном как гигантские ступеньки, метров по 200 метров высотой - то круто, то сравнительно полого... Однако, даже в пологих местах, если упасть на льду - можно улететь вниз (вдоль того же маршрута что подымался) метров на 600, а то и больше по высоте. Как чудо рассказывают о том, что иногда при таких падениях люди отделываются только многими переломами ребер. Дело и в скорости, которую приобретаешь очень быстро, и в камнях которые разбросаны по всему склону. При падении можно попробовать "зарубиться" ледорубом, но на льду это очень сложно, к тому же удается только сразу же после падения. Вот поэтому и выбирают путь по фирну, фирновым "дорожкам" на леднике, для этого навешивают веревки. Говорят, на Эльбрусе за сезон гибнет до десяти человек. Много трагичных случаев из-за того, что люди отклоняются от маршрута в непогоду (а погода может испортиться чуть ли не мгновенно) и проваливаются в трещину, присыпанную снегом...

Уж такие подробности, из песни слова не выкинешь...

Кстати о погоде. В день приезда она была хорошая: солнце, немного облаков, панорама... А вот следующие четыре дня было довольно пасмурно. Иногда видимость не превышала 50 метров, а это уже погода не для выхода... Температура прыгала от -3 на бочках (а вверху это было уже -15), до -18-ти на тех же бочках на следующий день. Только 6-го числа, погода стала улучшаться и, в условиях нехватки времени и в опасениях того, что она может испортиться окончательно, мы на следующий день пошли на восхождение.

Маршрут, которым мы шли (и, который, наверное, используется чаще всего) достаточно монотонен. От бочек (3800) - подъем по снегу до приюта одиннадцати (4200) - тут еще катаются на лыжах, хотя подъемника нет - людей завозят ретраком (таким специальным трактором для езды по снегу). Дальше подъем по фирновым дорожкам по обледеневшему склону - к взлету перед скалами Пастухова (4800). Выше скал - сплошной лед, тут были навешены пять веревок. И дальше подъем, отклоняющийся влево и переходящий в траверс западной вершины, "полка" как ее называют. Как потом выяснилось, это самый тяжелый участок маршрута. И не столько физически, сколько физико-психологически: долго, нужно однообразно идти и идти, а тут еще сказывается набор высоты... Дальше выход на перемычку между вершинами (5200) и подъем на восточную вершину (5621). Восточную - потому что это менее опасно. А вообще, подготовленные спортсмены заходят на обе вершины. Спуск тем же маршрутом.

Маршрут

Схема нашего маршрута на Эльбрус

1 - Западная вершина (5642).
2 - Восточная вершина (5621) Кажется выше, но это из-за того, что она ближе, чем западная.
3 - Фундамент сгоревшего приюта одиннадцати (4200).
4 - Видны светлые следы - это от ретрака, завозящего сюда лыжников.
5 - Это относительно пологий участок. Его почти не видно - поэтому сильно скрадывается расстояние.
6 - Скалы Пастухова (4800).
7 - "Полка" .
8 - Перемычка (5200).

Есть и другие варианты: например не уходить на траверс а подниматься прямо вверх - на восточную вершину. Это более сложный маршрут - нужно организовывать страховку и необходима более грамотная подготовка. Но, зато, намного легче преодолевается высота: нет "расслабления" как на траверсе и, увлекшись "работой" - говорят, не замечаешь как оказываешься уже на вершине.

7 февраля. Вышли мы в 5 часов утра, было еще темно. Так рано - для того чтобы засветло вернуться. Было поставлено жесткое правило - где бы ни был, поворачивать назад в два часа дня - чтобы с запасом осталось время для спуска, пока еще светло - потому что в темноте можно сбиться с маршрута.

Пошли на гору всего человек 14. (Мама и не собиралась - она все время каталась на лыжах, остался и Кирилл - сказался больным, ну и еще несколько человек.)

В процессе подъема несколько людей еще откололось - у кого начали замерзать ноги, кто устал. Когда шли, отчетливо чувствовался запах сероводорода - это выбросы, ведь Эльбрус - вулкан. Часам к 10 я уже достаточно сильно отстал от основной группы. Сзади шли только два человека. Вообще, если позволяют условия (не опасно, отчетливо виден маршрут, нет необходимости идти в связках) - то ходят не группой, а все своим темпом. Нам повезло - погода была хорошая, видимость отличная, иначе пришлось бы идти всем вместе, а если кто-то решил бы возвращаться - вниз пошли бы все, чтобы не потеряться.

К 12-ти назад пошли уже несколько человек, которые дальше просто "не смогли".

А я все шел и шел по "полке". Было совсем не холодно. Светило солнце. Под ногами расстилались облака - заволакивая все, до горизонта. Только самые высокие верхушки торчали из этой облачной ваты. Вот такую картину я наблюдал, медленно поднимаясь вверх. На этом участке маршрут промаркирован вешками. Каждые 10-20 метров торчит прут. Но это расстояние, с виду небольшое, давалось так тяжело, приходилось даже на нем по несколько раз останавливаться - отдыхать... Даже когда я вышел на почти горизонтальный участок - метров 300, все равно идти было так тяжело, что я шел его, наверное, не меньше часа... Время приближалось к двум, и я стал уже понимать, что до вершины не дойду. Я практически дошел до перемычки - осталось метров 100, и то уже немного вниз. Тут, трезво оценив свои возможности, я отдохнул и не спеша пошел вниз. Однако, высоту 5200 можно записать в личные рекорды (выше я был, разве что, летя на самолете). Что интересно - у меня вроде бы еще были силы. Я спустился и был не очень уставший. А наверху шлось очень тяжело - тяжелое дыхание, которое не проходит, сколько не отдыхай - и через 20 минут дышишь все также тяжело. По видимому, неполная акклиматизация, резкий набор высоты (1400 м) и, наверное, недостаточная психологическая подготовка - (ведь часа 4 я шел один - только изредка спускались навстречу люди) и стали причинами того, что я не дошел до вершины.

Зашло всего 6 человек, причем, все они уже были не первый раз в горах. Последние спустились вниз только около семи часов, уже было темно (дополнительное время заняло снятие веревок).

Для меня это очень положительный опыт. Можно многое извлечь из этой поездки... А я люблю когда что-то наводит на мысли, есть материал для размышлений...

Конечно, настоящего, альпинизма почувствовать было нельзя - это была такая необычная, трудная прогулка, но вряд ли более. Думаю, мне существенно не хватало компании - с кем поговорить, посидеть вечером... Иногда я мысленно представлял себе как туда можно приехать своей компанией и как хорошо проводить время. Да и само восхождение было скорее не коллективное, а многими индивидуальными. Это мое ощущение, может я просто выпал из общего коллектива.

Еще, достаточно важно то, что мы поехали всей семьей. Мама, правда, каталась одна, но иногда к нам приезжала. А мы - папа, Кирилл и я - были вместе, что достаточно редко случается. Вообще, без папы я бы и не поехал, наверное, в эту поездку... На Кавказе, конечно, интересно, но всякие трудности с работой и вообще... А так я просто как бы поддержал его идею. Тем более что он уже давно об этом думал.

Вообще, Бершов говорит, что нам очень повезло - склонов Эльбруса в таком хорошем состоянии (в первую очередь в смысле безопасности) он давно уже не видел. Хотя если бы мы подождали еще день, отдохнули, то было бы еще легче. На следующий день была просто отличная погода. На небе ни облачка, видимость - отличная. Горы видно далеко-далеко... Почти все фотографии без облаков сделаны в этот день. Вид просто классный! Кстати, вид - еще одна причина (и весомая!) чтобы подыматься в горы...

Когда мы ходили на выходы и был туман - я был достаточно расстроен - ведь ни полюбоваться, ни сфотографировать ничего нельзя... Зато этот последний день на высоте был просто класс. Погода, возможность пофотографировать (что очень для меня важно), просто возможность полюбоваться красотой Кавказа...
Еще в этот день я с мамой несколько раз съехал на лыжах сверху донизу (3800-2200 м) - хоть немного покатался...

Вечером - сауна... Я хоть и не любитель, но хорошоооо.

После спуска с высоты ощущается некоторый контраст: там - почти одни, вокруг снег, почти никакой цивилизации. Внизу же - куча народу, туристы, гостиницы, номера, телефон. И всего-то час пути на канатке и 1600 метров по вертикали...

На следующий день - немного покатались на второй горнолыжной горе приэльбрусья - Чегете. Там более сложная, крутая трасса, чем на Эльбрусе. Собственно, я говорю о горных лыжах, потому что так проще, да и я привык, а вообще лыжники - где-то только 2/3 всех катающихся. Оставшаяся треть - сноубордисты. Они любят кататься по целине и поэтому следы от сноуборда можно увидеть в самых неожиданных местах.

Еще, я упустил один момент - 4 февраля был день рождения папы. Мы отмечали его на бочках. Был приготовлен фирменный плов и накрыт стол. Отмечание прошло в легкой и непринужденной обстановке. :)

Вообще, я благодарен папе за эту поездку. Да и вообще за то, что меня много "вывозили" в детстве на Кавказ. Думаю, это оказало большое воздействие. Хорошее.
Я по особенному отношусь к горам. Чувствую в них что-то притягательное, интересное. И с горами, альпинистской средой у меня связано много воспоминаний, впечатлений, которые, без сомнения, оказали влияние на меня, на мой внутренний мир.

Да, вот так и прошли эти зимние каникулы. Оставив впечатления и размышления.

назад



Используются технологии uCoz